THE TSUKANOV ART COLLECTION

 
 

» ќЌј 4

’”ƒќ∆Ќ» :ѕ≈ѕѕ≈–Ў“≈…Ќ ѕј¬≈Ћ
√ќƒ:2012 (1993)
–ј«ћ≈–:70 х 57
“≈’Ќ» ј:ѕечать на холсте

ќ  ј–“»Ќ≈:

»нтервью ѕавла ѕепперштейна, данное јндрею ≈рофееву по поводу создани€ новой версии серии работ «ѕустые иконы» (март 2012 г., ћосква)
ѕавел ѕепперштейн - —амо по себе изображение – оно не св€то и становитс€ св€щенным объектом только в момент осв€щени€, когда происходит обр€д над иконой. » потом, соответственно, эта икона считалась св€той как объект, который прошел ќбр€д. Ќо при этом традици€ иконоборцев сохранилась в русском духовенстве, особенно в монастырской традиции, поэтому всегда было двойственное отношение к иконам со стороны иерархов церкви, иконы не особенно почитались во внутренних кругах. “о есть еще сохран€лась стара€ византийска€ иконоборческа€ традици€, котора€ была св€зана с апофатическим богословием. ¬ то врем€ как иконопочитание считалось частью    катафатического богослови€. Ѕогослови€, обращенного к мир€нам. ƒл€ монахов же, которые медитировали в уединении, в числе рекомендаций и наставлений, было предписано не смотреть на иконы, поскольку это всего лишь образ, который может отвлечь от умного делань€ »исусовой молитвы. ¬ традиции восточно-христианского исихазма, очень близкой к восточной медитации, конечно же, большое значение придавалось очищению внутреннего пространства мол€щегос€ от образов. ¬ том числе и от тех образов, которые можно увидеть на иконах. “аким образом, иконы считались и воспринимались как своего рода стена, котора€ отдел€ет катафатическое богословие от апофатического, о чем упоминает отец ѕавел ‘лоренский в своем произведении «»коностас». —уществует богословие катафатическое, обращенное к мир€нам, в котором сообщалось нечто о высших силах, о Ѕоге, некие образы. ¬ то же врем€ всегда иерархически более высоким этажом была апофатика, теологическа€ традици€, в которой утверждалось, что о Ѕоге никакое сообщение невозможно, что никакое представление Ѕога невозможно, соответственно - медитаци€ развивалась в совершенно другом направлении. ѕоэтому, когда мы делали это…
јндрей ≈рофеев - …ј вообще почему у ¬ас в группе ћ√ возникла иде€ делать эту серию?
ѕ.ѕ. - ћы недаром, когда делали эту выставку (по-моему, в 1993 году, тогда еще был сделан каталог), в качестве текста выбрали «письмо “иту иерарху» ƒиониси€ јреопагита, более известного как ѕсевдо-ƒионисий. Ёто произведение написано одним из отцов и крупнейших теологов православной церкви, в нем сообщаетс€, что не дќлжно фантазировать о Ѕоге. Ќе дќлжно представл€ть себе √оспода в каких-либо образах, ибо это не есть путь православной медитации. » всЄ это «письмо “иту иерарху» - перечисление тех образов, великолепных, сильных, могущественных и так далее, в которых Ќ≈ дќлжно представл€ть себе √оспода. », в общем, мы в восхищении от великолепи€ этого текста, собственно, и поставили его вместо нашего текста, в качестве комментари€ или преамбулы к данной работе. ’отелось бы подчеркнуть, что работа эта ни в коем случае не €вл€етс€ антирелигиозной или антиправославной. —корее наоборот, она €вл€етс€ плодом каких-то наших медитативных исканий в этом направлении и попыткой следовать ƒогме, очень старой, изначальной и ортодоксальной. Ќо при этом, естественно, мы вовсе не пытались создавать объекты, предназначенные дл€ почитани€. Ёто всего лишь определенна€ фаза созерцани€, котора€ запечатлена здесь с какими-то эстетическими цел€ми. Ќикакой теологической нагрузки наши работы не несут.  акую-то теологическую нагрузку может нести сам жест создани€ таких вот работ. Ќо также и жест этот в достаточной степени свободен. ѕотому что всЄ это совершалось в терапевтических рамках. Ќо сейчас, поскольку прошло много лет, и контекст изменилс€, поставлены какие-то политические €рлыки, марки, в рамках такого института как современное искусство, на эту область поставлена кака€-то метка, что она должна быть антирелигиозной, антицерковной и вообще противосто€щей как-то религии и церкви.… “ак вот хочетс€ особенно оговорить, что данное произведение имеет свой собственный контекст, совершенно не совпадающий с контекстом современного искусства, это довольно внутренний лабораторный контекст работы группы медицинской и герменевтика, осуществл€вша€с€ в 90-е гг. Ќикаких целей борьбы с иконами мы не ставили, скорее наоборот: очень уважительно относ€сь к ним.
.................................
ј.≈. - ¬аша группа решила обратитьс€ к иконам, хот€, в общем-то, в русском искусстве 70-х, 80-х гг., концептуализме, соц-арте вообще икон можно вспомнить считаное количество. ’удожники этой темы не касались.  асались пустоты, касались света, потустороннего и метафизического. Ќо православи€, канонической религии не касались вообще.
ѕ.ѕ. - я бы не сказал этого, вспомнив основное литературное произведение московского концептуализма « аширское шоссе» јндре€ ћонастырского, которое целиком и полностью посв€щено описанию галлюцинаций, вызванных его православным практикованием »исусовой молитвы и других медитативных техник (в основном, православных), вычитанных из аскетической литературы восточно-христианской. Ќо он еще, безусловно, комбинировал с восточными духовными практиками. ƒобилс€ такого глубокого эшелонированного галлюцинаторного эффекта, сравнимого с эффектом различных сильнодействующих препаратов типа lsd. Ќо он добилс€ этого без препаратов, исключительно посредством практик. » вот ему удалось свой опыт описать, а также опыт выхода из этого состо€ни€ в какой-то степени. Ётот текст не случайно €вл€етс€ одним из краеугольных текстов московского концептуализма, поэтому проблематика православи€ всегда была очень важна. “о есть московский концептуализм можно назвать равно как романтическим, так и православным.
ј.≈.- Ќу а помимо этого текста?
ѕ.ѕ. - ќбраз иконы присутствовал и у раннего  абакова, собственно бела€ икона – поле, очищенное от образов, на которое можно медитировать, не впада€ в прелесть. ¬от, например, если вз€ть ту эстетическую аскезу, котора€ св€зана с концептуализмом. ќна вс€ базировалась на таком пон€тии, как прелесть. Ёто чисто православное богословское пон€тие. ќчень многие вещи в эстетике концептуализма отвергались именно потому, что расценивались как впадение в прелесть. » обозначались такими замечательными словами вроде «¬Ћ»ѕј–ќ». ¬с€ческа€ утрата созерцательной дистанции именовалась этими пон€ти€ми. Ёто лишь один из примеров. ≈сли рассмотреть структуру идей и предпочтений московского концептуализма, то она миллиардом нитей св€зана с православной традицией.
ј.≈. - ты имеешь в виду его аскезу, запрет на эстетическое формотворчество?
ѕ.ѕ. -  онечно. ќпыт восточного христианства и его теологи€, начина€ с его византийских источников и греческих, это всЄ имело всегда колоссальное воздействие на московский концептуализм. Ёто происходило непосредственно пр€мо через тексты и мину€ даже опыт того же ћалевича, который тоже соприкасалс€ с подобной проблематикой. Ёто важный момент: концептуализм непосредственно рефлексировал на саму теологию. Ёто была реакци€ на философию православи€.
„то касаетс€ протестантских практик, с которыми мы сейчас сталкиваемс€, что насаждаетс€ в умах довольно-таки успешно, их можно назвать протестантским атеизмом. Ќадо сказать, что атеизм как нека€ отрицательна€ фигура, во всех регионах и местах где он возникал и возникает, св€зан с теми религи€ми, которые там присутствуют. » вот тот насаждаемый атеизм, который мы сейчас имеем, это не местный атеизм. Ёто не атеизм русских и восточно-европейских, это – атеизм протестантский. Ёто интересна€ тема: что такое русский атеизм и чем он отличаетс€ от протестантского, запущенного извне. “ематика обширна€. ќб этом много чего можно было бы сказать. я не знаю, согласны ли ¬ы со мной, если говорить на уровне просто вкусовых ощущений. ¬се мы на уровне непосредственных реакций знаем примерно, что такое протестантский привкус и в чем разница его воспри€ти€ реальности.  огда гул€ешь по западно-европейскому городу и переходишь из католической церкви в протестантскую, то пон€тно, что многое мен€етс€ в этот момент, хот€ ты вроде бы не мен€ешьс€, ты просто турист. √ул€ешь себе. Ќо вот восточный атеизм, он всегда предполагает неизвестное, это восточна€ фигура речи.  огда тебе говор€т «Ѕога нет». Ќо это € говорю тебе потому, что ты не знаешь о том, о чем знаю €, а € не знаю того, о чем знаешь ты. ¬от что такое восточна€ расшифровка данного утверждени€. ¬ то врем€ как протестантска€ подача звучит так: «Ѕога нет. ѕотому ну что себе вс€кие иллюзии строить?» Ёта втора€ гораздо более лжива€ фраза. ’от€ перва€ структурирована, как лжива€, но она через это правдива. ѕотому что только то, что €вл€етс€ правдой, на чем написано, что это ложь. ј втора€ – она по сути лжива€. ѕотому что структурирована риторически, как правдива€. ј как только начинаетс€ така€ интонаци€ – это точно неправда. » это то, с чем мы сейчас имеем дело, это агрессивно накатывающий протестантский атеизм, которому недурно было бы каждому художнику дать на своем уровне какой-то отпор, при наличии такого желани€. —овременному художнику, желающему сделать карьеру в пространствах арт-мира, нельз€ быть верующим.  ак бы это запрещено. “ут мы имеем дело с новым типом тоталитарной цензуры, уже протестантско-атеистического плана, духовность под запретом, короче говор€. ≈сли же человек будет говорить, что он верующий, то он тогда должен очень сильно свою религиозность театрализовать, сделать ее частью своего образа, несколько циркового, либо просто тихохонько молчать....
ј.≈.-  Ёто так. когда € стал среди современных художников собирать работы, включающие в себ€ сакральные предметы и образы, то оказалось – за пределами салона -  что просто считанные вещи сделаны. ѕричем художники более или мене уверены, что никакой св€зи между иконой и современным искусством быть не может. »скусство посто€нно эволюционирует, а икона считаетс€ остановившейс€, окаменевшей вещью, которую трогать нельз€. Ёто подход людей, которые не чувствуют живую веру совсем. ¬ерно?
ѕ.ѕ. - јбсолютно. Ёто подход чисто антирелигиозный. Ќо вот, скажем, была выставка ќлега  улика «¬ерю». ќчень успешное меропри€тие произошло. я помню, мне понравилось, что действительно какое-то с этой выставкой было св€зано изменение. ƒействительно  улик добилс€ такого эффекта (€ думаю, он ставил перед собой такую задачу осознанно), изменить публику на выставке. ≈му удалось вывести меропри€тие, и с тех пор так и пошло, что меропри€тие, св€занное с искусством, посещает совсем друга€, более широка€ публика, нежели раньше. –еволюционное событие. Thanks to Kulik. (смеЄтс€)