THE TSUKANOV ART COLLECTION

 

Файбисович Семен

 «Когда я первый раз увидел работы западных фотореалистов, был смущен тем, что не я один использую в картинах фотографии. Но потом понял, что у меня другое: для них важен язык, а для меня – разговор, то, что непередаваемо в тексте, что можно получить, только погружаясь в общение. Я сознательно убирал себя в качестве посредника, оставляя зрителя наедине с тем, что я сделал».

Родился в 1949 году

Семен Натанович Файбисович один из самых ярких представителей живописного фотореализма Москвы. В отличие от художников соцарта и московской концептуальной школы  которые отображали коммунистическую «систему» в тех символах и знаках, в которых она сама себя выражала (плакаты, лозунги, портреты вождей, «типовые» тексты и т.п.), Файбисовича интересуют банальные сюжеты повседневности, мрачные лица с будто печатью на всех, сам воздух несвободы, говоривший, по его убеждению, о советской жизни не меньше, чем ее символика.  Файбисович изображал советских людей на праздничных демонстрациях, в очередях, на вокзале, в электричке. Идея, развитая в образах советских праздничных «первомаев» и «ноябрей», родилась, по собственному признанию художника, в автобусе по дороге из московской новостройки. «Это был ужас: новый район, нет метро, дикая давка каждое утро. Но вдруг я почувствовал, что меня эта картина эстетически возбуждает: этакая красота безобразия – куча людей и отрешенность взглядов».   

В начале 90х, когда  советская реальность исчезла, взгляд художника переместился с объекта на процесс всматривания. Так возник проект «Очевидность», в котором автор исследует оптику глазного зрения, его эффекты и дефекты, когда глаза закрываются и на экранах закрытых век возникают негативы только что виденного. Художник наблюдает и показывает, как эти негативы трансформируются, стирая грань между реальным и абстрактным.
 
После взятого в 1995 году перерыва Файбисович возвращается к живописи в 2007 и начинает использовать новую технологию - съемку на мобильный телефон в низком разрешении, цифровую игру в живопись путем обработки имиджей в фотошопе и печати полученного продукта на холсте – и традиционную живопись маслом на заключительном этапе. Скрещивая три технологии, объединяя три процесса в один, художник как бы выводит новую породу, новый сорт изобразительного искусства и продолжает выяснять отношения с окружающей его новой пост-советской эпохой.
 

«Двойное отстранение позволяет Файбисовичу с почти буддийским спокойствием касаться и социального дискуса, и заниматься анализом внутренней жизни человека, и исследовать пейзаж за окном. Активно работавший в технике живописи, последнее время Файбисович отошел от живописной практики. Его инструмент познания действительности на нынешнем этапе – чистая фотография. Это логично для художника мыслящего философскими категориями, ибо анализ действительности с помощью фотоаппарата – не столько конечный результат творчества (хотя фотографические опыты Файбисовича достойны отдельного рассмотрения), сколько, будем надеяться, подготовительный материал для дальнейших живописных эссе». Елена Селина
 
Картины художника представлены в музеях и коллекциях:
Интеллигентные люди
Музей актуального искусства